«…Звериная честь - они чисто сердечны, не лживы, не корыстны как люди…»
Под крыльями Морфея и Гипноса


­­
С наступлением ночи мир погружается в сон. Последовательность ощущений, переживаемых во сне человеком, называется сновидениями. Сновидения дарят нам ощущение полноценной жизни в несуществующем мире, зачастую разительно контрастируя с повседневной жизнью. Сны, как правило, переживаются как невероятное приключение, события в нём не воспринимаются как чрезмерные, хотя носят необыкновенно интенсивный характер, и кажется, от любой мелочи зависит сама жизнь.
Во сне различия между воображаемым и реальностью исчезают, в состоянии сна, по словам Жан-Поля Сартра, мы лишаемся "категории реальности": сознание находится в плену сновидения и не имеет иной возможности, кроме как обитать среди построений собственного воображения. Проникающие в сон внешние стимулы - звуки, изменение температуры в комнате - становятся частью сновидения. Во сне ранее увиденные образы, лишь промелькнувшие в реальности, становятся целыми сценами или картинами. Во сне ничто не кажется странным - ни говорящие деревья, ни летающие рыбы, ни способность читать чужие мысли.
Сны редко (если вообще когда-либо) воспроизводят прошлые или недавние события так, как они происходили. Сон собирает вместе людей и события, которые не могли бы столкнуться друг с другом в реальности. Зигмунд Фрейд по этому поводу говорил: "Сновидение прежде всего обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь этот материал в одну ситуацию: оно выражает логическую связь сближением во времени и пространстве, подобно художнику, соединяющему на картине, изображающей Парнас, всех поэтов, которые, конечно, никогда не находились вместе на одной вершине горы, но в понятии, несомненно, образуют одну семью".
В древности эта "другая реальность" воспринималась как проявление божественного, сверхъестественного­. Сам процесс засыпания объяснялся присутствием рядом бога, или духа, сна. Так, у древних греков - обладателей наиболее развитого пантеона - таким богом был Морфей, своими крылатыми объятьями вводящий человека в состояние сна. Морфей - сын бога Гипноса, рожденного, между прочим, от союза Нюкты (Ночи) и Танатоса (Смерти).
Гипносу подчинялись даже боги, он летал над миром, держа в руках головку мака (известного дурманящим ароматом) и небольшой рог (который не давал сновидениям заснуть вечным сном). Морфей был гораздо добрее своего отца, Гипнос мог наслать такой сон, что волосы вставали дыбом, а Морфей навевал только легкие, сладкие сновидения. "В объятиях Морфея Беспечный дух лелея, Позволь мне полениться". (А.С. Пушкин - А.С. Дельвигу)
У славян, как и у многих других народов, было распространено представление, что во время сна душа человека, а особенно - ведьмы, временно покидает тело, в различном облике (чаще всего зооморфном) выходя из его рта, и путешествует по местам, которые человек видит во сне. Этим объясняли опасность резко будить или тревожить крепко спящего человека - его душа не сможет найти пути назад, и человек заболеет или даже умрет. Смех во сне значит, что человека забавляют ангелы, зубовный скрежет - борьба с чертями. Разговаривать во сне считалось не к добру, однако если в этот момент взять спящего за мизинец, он расскажет всю правду.

Чтобы запомнить приснившийся сон, клали под голову камень, а проснувшись, кусали угол подушки и избегали смотреть в окно.
Чтобы не сбылся страшный сон, переворачивали подушку, выворачивали наизнанку белье и наволочку, не рассказывали сон три дня, садились на поперечную лавку, хватались за дерево или за железо со словами: "Куда ночь, туда сон. Как не станет срубленное дерево на пне, чтоб так не стал сон на правде".